1.Аудиокниги. Если проблемы со зрением мешают чтению печатных изданий, на помощь придут аудиокниги. Многие бабушки и дедушки еще помнят трансляции передач и театральных спектаклей через радиостанции. Современные технологии станут хорошей альтернативой телевизору и помогут насладиться интересными книгами, не напрягая зрение.
2.Приятные воспоминания. Каждому пожилому человеку есть, что вспомнить. Посмотрите вместе фотоальбом, послушайте интересные истории, создайте вместе коллаж из старых фото или видеофильм-мемуары. Также может быть уместной диктофонная аудиозапись воспоминаний. Такое занятие сближает молодое и старшее поколение, а пожилым будет приятно, что о них помнят и ценят.
3.Чтение прекрасно развивает мозг, помогает накапливать знания, тренировать память. Большинство пациентов с деменцией — особенно на поздних ее стадиях — не понимает прочитанного. Однако чтение все равно нужно практиковать. Оно заставляет мозг «напрягаться», формировать новые нейронные связи или сохранять хотя бы те, что уже имеются.
4.Старичку можно просто читать вслух каждый день, или просить, чтобы читал он (если речевые функции сохранны). Книги необходимо выбирать простые, без сложного философского наполнения. Подойдет даже детская и подростковая литература. Во время чтения желательно вместе обсуждать прочитанное, пояснять смысл предложений, расспрашивать больного, что ему понравилось.
5.Старые семейные фотоальбомы с напечатанными на бумаге снимками — бесценные тренажеры для памяти. Если в архиве семьи такие имеются, обязательно регулярно пересматривайте их с больным! Расспрашивайте, помнит ли ваш дедушка или бабушка, кто изображен на том или ином фото, каким был этот человек, какие истории с ним связаны, где сейчас живет и чем занимается.
Такое простое занятие отлично тренирует память и поднимает со дна души теплые воспоминания. Каждому старичку приятно снова — хотя бы мысленно — окунуться в дни молодости, рассказать юным родственникам о давно ушедших временах. Это помогает бороться с депрессией и ощущать себя важным членом семьи.
6.Рисование — отличное занятие для развития мозга. Оно тренирует мелкую моторику, зрительное цветовое восприятие, образное и пространственное мышление. В случае если пенсионеру трудно что-нибудь нарисовать самостоятельно, купите ему книжки-раскраски или распечатайте подходящие изображения на принтере. Для рисования лучше использовать разные инструменты: карандаши, маркеры, краски, мелки. Работа с изобразительными средствами различных форматов лучше стимулирует мозг, поскольку больному приходится изучать их свойства, выбирать подходящую силу нажима и пр. В процессе рисования помогайте пациенту. Подсказывайте, какие цвета лучше использовать для тех или иных целей. Обсуждайте всё, что делаете. Подстегивайте мыслительную и речевую активность больного.
7.Настольные игры также отлично развивают когнитивные функции. Однако большинству пациентов с деменцией недоступны такие сложные развлечения, как шахматы или нарды. В качестве альтернативы им можно использовать шашки. Эта игра простая. Доступна даже детям и престарелым людям с болезнями ЦНС.
При этом совсем не обязательно, чтобы пенсионер играл четко по правилам или просчитывал стратегию на несколько ходов вперед. Ставьте перед ним более реалистичные задачи: отсортировывать шашки по цветам, двигаться в пределах доски, не наступая на границы клетки, технически правильно осуществлять ходы.
8.Подсчет предметов, денег
9.Математика — великолепная гимнастика для мозга. Тренирует абстрактное мышление, логику, память. Вместе с больным старичком можно подсчитывать самые разные вещи. Например, сколько денег осталось в кошельке, сколько тарелок стоит на полке или ложек лежит в тумбочке. Заниматься нужно регулярно, тогда и мозг будет «ржаветь» медленнее.
10.Очень хорошо тренирует когнитивные способности написание писем. Речь идет, конечно, не об электронных письмах, составление которых для пациентов с деменцией — слишком сложная задача. Попробуйте вместе с дедушкой/бабушкой написать самое обычное бумажное письмо дальнему родственнику или общей знакомой, которая живет в другом городе.
В процессе написания интересуйтесь у старичка, с чего начать письмо, как лучше обращаться к адресату, о каких новостях ему следует сообщить и пр. Обсуждайте вместе каждую деталь. Советуйтесь. Заставляйте мозг больного человека работать.
11.Вместе вспоминать и обсуждать приятные события прошлого;
12.Составить генеалогическое древо рода, вспомнить всех известных предков;
13.Складывать несложные паззлы, решать головоломки и кроссворды;
14.Музыкальная терапия — это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики. Она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения. Как у любой другой терапии, у музыкотерапии есть четко поставленная цель: в случае с пациентами с БАС это, как правило, максимально длительное сохранение речевых и глотательных навыков, улучшение дыхания. Поэтому музыкотерапию, в отличие от встреч с музыкальными волонтерами, сложно отнести к досугу. Музыкальные волонтеры — это волонтеры, которые приходят в стационар или домой к подопечным и с помощью музыки пытаются наладить контакт с человеком, вывести его из уныния, эмоционально поддержать, скрасить одиночество.
15.Карвинг
В Петербурге работает студия карвинга: пожилых людей учат создавать из овощей и фруктов декор для стола: картофель превращается в розы, редис – в астры, перец – в тюльпаны. В результате возникают целые продуктово-цветочные букеты. При их создании задействована мелкая моторика, что помогает развивать когнитивные способности. Целью проекта его организаторы называют «создание условий развития творческой и социальной активности пожилых людей».